Как вырастить из ребенка успешного ученого в связке детский сад – школа – вуз, обсудили в Алтайском государственном университете.
Цель – расширять связи
В День российской науки в классическом вузе прошел круглый стол на тему: «Лучшие практики работы с талантами в научно-инновационной сфере». В нем приняли участие представители центра молодежного инновационного творчества «Эврика», студенческих конструкторских бюро «УМНИК», «Радиотехника», «Программист» и других структурных подразделений опорного вуза, которые активно работают со школьниками.
«Идея провести встречу возникла по итогам участия нашей делегации во II Всероссийской конференции "Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи", прошедшей на базе образовательного центра "Сириус" в Сочи, – рассказывает проректор по научному и инновационному развитию АлтГУ Евгений Попов. – У университета солидный опыт организации работы с талантами, в том числе в плане привлечения их к инновационной и научно-исследовательской деятельности. Так, на сегодняшний день в нашем вузе работает четыре студенческих конструкторских бюро, специализирующихся в разных сферах от электроники до биомедицины. Кроме того, в 2017 году мы открыли на площадке физико-технического факультета студенческий производственно-технологический центр "ФабЛаб", где молодые исследователи могут самостоятельно сделать первые прототипы своих изобретений. Цель встречи – улучшить работу данного направления за счет расширения связей с коллегами из региональных структур, в том числе с технопарком "Кванториум" и ассоциацией "Образовательная робототехника в Алтайском крае"».
Начиная с детского сада
Об успешном опыте работы с юными дарованиями рассказала руководитель ассоциации «Образовательная робототехника в Алтайском крае» Елена Пузырная:
«С классическим вузом сотрудничаем на протяжении десяти лет. Нами успешно выстроена вертикаль "детский сад – школа – университет". Удалось привлечь большое количество школ со всего региона. Педагоги подготовили свои методики и активно включают их в учебный процесс. Речь идет о различных центрах. Мы рады, что в Михайловском районе уже открывается свой технопарк, помогаем им материалами, советами. Ежегодно летом организуем для юных талантов краевые профильные смены, также устраиваем региональные олимпиады по робототехнике».
Елена Викторовна зачастую обращается к коллегам из вузов, предлагает брать детей в научные центры для того, чтобы ребенок продолжал развиваться:
«Ребята доходят с нами до определенного периода, в седьмом-восьмом классе их нужно переводить на новый уровень. Без знатоков, корифеев науки мы никуда, таких как доцент кафедры радиофизики и теоретической физики АлтГУ Александр Суранов. Он откликнулся на нашу просьбу, взял под свое крыло наших талантливых детей. Остается только радоваться их успехам. Теперь уже воспитанники центра молодежного инновационного творчества "Эврика" становятся победителями региональных олимпиад. Надеемся на сотрудничество и с другими университетами».
В мероприятии приняла участие директор барнаульской гимназии № 42 Генриетта Татарникова. По ее словам, классическому вузу необходимо как можно раньше привлекать ребят к научной деятельности:
«В школе должны работать педагоги, заинтересованные в развитии ребенка. Мы считаем, что все дети, которые к нам приходят в первый класс, имеют определенную степень одаренности в разных сферах. Что касается привлечения ребят к университетской науке, классический вуз должен забирать мальчишек и девчонок в четвертом-пятом классе, сейчас это активно делает технический вуз. Там педагоги организуют Дни науки, ученики посещают лаборатории, ходят на бесплатные подготовительные курсы по разным предметам».
Работа в тандеме
Участники встречи сошлись в одном - действовать нужно сообща и вовремя передавать одаренных детей из школьных секций в вузовские, поддерживать интересы умников и умниц в студенчестве, приглашать в аспирантуру и на работу в университетские исследовательские центры. Доцент кафедры зоологии и физиологии АлтГУ, директор ЦМИТ «Эврика» Ирина Томилова считает, что в ближайшее время общими усилиями необходимо сформировать единую инновационную среду для развития детей:
«Начинать работать с маленькими дарованиями нужно с детского садика. В регионе есть несколько примеров, где такая работа успешно ведется. Речь идет о детских технопарках и нашем центре молодежного инновационного творчества. Порой дети занимаются в обеих организациях одновременно и достигают отличных результатов. Так, восьмиклассница из Барнаула Ольга Бережная участвовала в олимпиаде Национальной технологической инициативы за девятый класс и заняла первое место. Скоро ученица поедет в Сочи в центр "Сириус", где продолжит совершенствовать знания. Хочется, чтобы таких примеров было как можно больше и алтайские школьники добились успехов на всероссийском и международном уровнях».
Важную тему на «круглом столе» поднял директор «Краевого центра информационно-технической работы» Александр Садовой. По его словам, за успехами ребенка всегда стоит педагог. Молодым учителям нужен стимул для дополнительной работы с умниками и умницами. Кроме того, на встрече было предложено привлекать к работе с талантливыми школьниками студентов и аспирантов. По возрасту они ближе к ученикам, поэтому будет проще найти общий язык.
Управление информации и медиакоммуникаций